Что такое драгоценные камни.
Цвет
Цвет камня имеет очень большое значение, иногда он зависит от тысячных или даже десятитысячных долей процента посторонних примесей (чаще всего оксидов железа, хрома, марганца, никеля, меди и других металлов), совершенно изменяющих его, особенно если минерал прозрачный. Например, голубой аквамарин значительно дешевле травянисто-зеленого изумруда, который иногда ценится значительно выше бриллианта. Но только особо точный (прецизионный) анализ может уловить разницу в химическом составе аквамарина и изумруда.
Твердость
Твердость - это комплексное физическое свойство, зависящее от внутренней структуры минерала и определяющее его износостойкость. С точки зрения ювелиров, драгоценные камни должны быть прочными, чтобы изделия с ними можно было носить постоянно и в течение длительного времени. На практике твердость определяется как реакция на сопротивление камня механическому воздействию (царапанью) различными эталонами.
Наиболее известна шкала твердости, предложенная венским профессором минералогии Ф. Моосом (1773-1839). Все минералы по этой шкале делятся на 10 групп с твердостью от 1 до 10. Первым в ряду стоит алмаз (в ограненном виде бриллиант), имеющий максимальную твердость, равную 10. Твердостью 9 обладают, например, сапфир, изумруд, рубин и другие камни. Но важно помнить, шкала Мооса - нелинейная, т.е. алмаз (твердость 10 по Моосу) намного прочнее, чем сапфир или изумруд, или любой другой минерал с твердостью 9, а разница по твердости между 9 и 8 (топаз, шпинель, хризолит и др.) не так велика. Драгоценные камни могут быть любой твердости, но если твердость меньше 5, то их использование, например, при закрепке в кольцах становится проблематичным (серьги или подвески в гораздо меньшей степени соприкасаются с другими твердыми поверхностями и практически не подвергаются ударам, в них могут быть закреплены и менее твердые камни).
От чего зависит цена?
Цена цветных драгоценных камней, предлагаемых сегодня на рынке, колеблется в пределах от 0,5 $ до 5000 $ за карат (1 карат = 0,2 грамма).
Основными факторами, определяющими стоимость драгоценного камня, являются:
Происхождение (природное или синтетическое). Разумеется, камень, найденный в недрах земли, будет стоить на много дороже, чем его синтетический аналог, выращенный в лабораторных условиях, потому что на поиски и добычу природных камней необходимо затратить больше труда, чем на выращивание искусственного кристалла. Запас самоцветов в природных месторождениях ограничен и непрерывно исчерпывается. По мере исчерпания месторождений, растет и цена;
Его распространенность в природе. Чем реже камень встречается в природе, чем меньше существует месторождений, тем дороже он стоит. Поэтому аквамарин -дороже топаза, а турмалин - дороже аквамарина;
Качество сырья, из которого он был огранен. Природные камни бывают ювелирного и поделочного качества. Камни ювелирного качества обладают высокой степенью чистоты, то есть прозрачны, не имеют трещин и включений. Такие самоцветы отличаются ярким насыщенным цветом, равномерно распределяющимся по всему объему камня. Сырье более низкого качества с трещинами, включениями, участками замутненности, называется "поделочным". Его часто применяют при изготовлении бус, бижутерии, серебряных изделий. Однако на сегодняшний день встречаются камни поделочного качества, оправленные в золото. Цена на такое изделие будет существенно ниже, чем на украшение с драгоценным камнем ювелирного качества;
Качество огранки. Это один из основных факторов, влияющих на стоимость самоцвета. Огранка бывает ручная и машинная. Машинной огранке обычно подвергается сырье невысокого качества, и небольшого размера. Качество машинной огранки определяется применяемыми оборудованием и технологией, а так же профессионализмом персонала.
Более дорогое качественное сырье крупных размеров требует к себе индивидуального подхода. В этом случае применяют ручную огранку, но и здесь не все так просто. Нельзя поставить в один ряд самоцветы, ограненные высококачественной (прецизионной) ручной огранкой, и камни, при огранке которых использовался дешевый наемный подростковый труд, как это принято в странах Юго-Восточной Азии. При низкокачественной огранке на поверхности камня остаются следы полировки, трещины и сколы, не выдерживаются в точности размеры и симметричность граней, такую огранку принято называть огранкой "коммерческого качества". Прецизионная ручная огранка предполагает точные, ровные, симметричные и безупречно отполированные грани. Поэтому качественно ограненный камень играет и лучится, а некачественно ограненный выглядит как стекло. Из всего сказанного можно сделать вывод, что вершину ценовой пирамиды занимают драгоценные камни высококачественной ручной прецизионной огранки из минералов ювелирного качества. Необходимо признать, что наиболее качественной в мире признана "русская" ручная огранка.
Природный или синтетический?
Сегодня на рынке представлены не только природные драгоценные камни, но и множество камней неприродного происхождения, среди которых можно выделить две группы. К первой относятся синтетические камни, являющиеся полным аналогом природных. Ко второй - искусственные камни, полученные в лаборатории и не имеющие природных аналогов: фианит (он же так называемый "цирконий", что вносит существенную путаницу в терминологию, ведь природный минерал циркон стоит очень дорого), синий кварц и др. Искусственные камни, как правило, применяются в качестве имитаций. Стоимость их крайне низка и несопоставима со стоимостью любого природного камня.
С синтетическими камнями все гораздо сложнее. Большинство покупателей в нашей стране считает, что синтетический камень - это не больше, чем стекло. Такое отношение связано в первую очередь с отсутствием доступной информации: многие люди не знают, что в лабораторных условиях можно получить камень, являющийся полным аналогом природного. За рубежом такая информация более доступна, поэтому покупатели сознательно идут на покупку синтетических камней, зная, что такое синтетический камень, есть ли у него природный аналог, какими преимуществами и недостатками он обладает.
Происхождение камней, как правило, всегда подтверждается геммологическими сертификатами и соответсвующими указаниями на бирках ювелирных изделий.
Термин "драгоценные камни" является совершенно условным. Существует множество классификаций по различным основаниям в России и других странах, в которых требования, предъявляемые к драгоценным камням, очень различны, непостоянны и иногда противоречивы. Традиционно драгоценными, известными как таковыми сотни лет, считаются алмаз, рубин, сапфир, изумруд и жемчуг. Другие драгоценные камни, используемые в ювелирном деле изначально называли несколько длинновато - "цветные драгоценные камни, кроме рубина, изумруда и сапфира". Это название не прижилось и был выбран термин "полудрагоценные" камни. Хотя делить камни на "драгоценные" и "полудрагоценные" по ценовым критериям некорректно. К примеру: плохого качества бриллианты стоят чуть более 100 $ за карат, хорошего качества, но мелкие рубины и сапфиры стоят чуть менее 100 $ за карат. А вот стоимость шпинели, танзанита, турмалина, опала, циркона, хризолита и многих других "полудрагоценных" камней измеряется порой несколькими сотнями долларов за карат. Остается надеется что когда-нибудь для этих камней будет найден более удачный термин. Тем не менее, понятие "драгоценные камни" используется ювелирами во всем мире и означает соответствие определенным требованиям красоты и обладание определенными качествами для минералов, различных по происхождению, свойствам, классам. Объясняется это тем, что понятие "драгоценные камни" подразумевает, прежде всего, индивидуальные качества и свойства отдельных экземпляров минералов. Драгоценные камни должны обладать:
• красотой окраски, блеском, игрой цвета и характерным внутренним "огнем", сверканием;
• прочностью и твердостью, определяющими хороший внешний вид при длительном ношении; быть редкими, незаурядными.
Под красотой камня обычно понимают его прозрачность, отсутствие трещин и посторонних включений, красивый тон однородной, без пятен, окраски, игру, блеск и "огонь", особенно ярко проявляющиеся в результате огранки. Однако отбракованные по чисто формальным признакам камни (например, включения одного минерала внутри другого, пучок трещин или пузырьки внутри камня и др.) в умелых руках огранщиков становятся шедеврами, существующими каждый в единственном экземпляре.